Журнал «Де Юре»: Выпуск №10 / Дата: 1.10.07

Нововведения в законодательстве о лицензировании

1.Прокомментируйте новые положения Закона о лицензировании, вступающего в силу с 01.07.07.

Новый закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11 января 2007 года № 214-III ЗРК вступил в силу с августа 2007 года.

В нем ровно вдвое больше статей, чем в прежнем аналогичном законе- 52 статьи вместо 26.

Что же нового дает этот закон? В статье 3 нового закона увеличено количество используемых понятий, введены новые понятия, такие как:

единый технологический процесс — совокупность технологически взаимосвязанных и последовательных действий (работ), выполняемых в процессе производства в рамках одного лицензируемого вида деятельности;

автоматическое лицензирование импорта отдельных товаров — мера, установленная в целях мониторинга посредством выдачи лицензии;

подвид лицензируемого вида деятельности (далее — подвид деятельности) — конкретизация соответствующего вида деятельности в рамках одной лицензии;

реестр лицензий- база данных, содержащая сведения о выданных, переоформленных, приостановленных, возобновленных и прекративших действие лицензиях.

«Настоящим Законом устанавливается исчерпывающий перечень видов деятельности и подвидов деятельности»- указано в п.3 статьи 4. Как известно, прежний закон о лицензировании дополнялся отраслевыми нормативными актами, в которых перечислялись лицензируемые виды деятельности, так, например, было в области строительства.

Например, по строительству ранее было 210 видов лицензируемой деятельности согласно Перечня лицензируемых видов работ (услуг) в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 января 2002 года № 23.

Согласно ст.33 нового закона в сфере «Лицензирование деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства» указано 153 вида и подвида лицензируемой деятельности, то есть уже на 57 видов лицензируемой деятельности меньше, чем ранее.

«Действие лицензий распространяется на всей территории РК, за исключением случаев, предусмотренных законами Республике Казахстан»- указано в статье 4 нового закона, и это, несомненно, ценное нововведение, так как у предпринимателей, получивших лицензию в одной области, зачастую возникали проблемы с осуществлением лицензируемой деятельности на территории другой области.

Фискальные органы не смогут, как ранее, безоговорочно начислять штрафные санкции за отсутствие лицензий по тем видам деятельности, которые недавно включены в закон. Согласно статье 4 вначале должны быть приняты «квалификационные требования и правила лицензирования видов деятельности», которые будут действовать только спустя 21 день после их официального опубликования.

Также новшеством этого закона является следующее положение статьи 4: «8. Виды деятельности, входящие в единый технологический процесс и (или) являющиеся необходимым элементом осуществления вида деятельности, лицензированию не подлежат.»

Не вошли в новый закон важные положения статьи 3 прежнего закона:

«1. … Запрещается предоставлять преимущественное право выдачи лицензий государственным предприятиям, кроме тех видов деятельности, которые законодательными актами отнесены к государственной монополии.

3. Запрещается выдача лицензии с целью ограничения конкуренции либо предоставления преимущества каким-либо группам предпринимателей в зависимости от форм их собственности, ведомственных интересов либо местонахождения. Выдача лицензии не должна содействовать усилению монополизма либо ограничению свободы предпринимательской деятельности.»

Согласно статье 27 нового закона появились новые виды деятельности:

— предоставление социального обслуживания в государственных медико-социальных учреждениях и в негосударственных медико-социальных организациях.

Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности:

социальное обслуживание в медико-социальных учреждениях (организациях) для престарелых и инвалидов общего типа;
социальное обслуживание в психоневрологических медико-социальных учреждениях;
социальное обслуживание в медико-социальных учреждениях (организациях) для детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
социальное обслуживание в детских психоневрологических медико-социальных учреждениях;
Деятельность по оценке имущества изложена в 2 пунктах:

— оценка имущества (за исключением объектов интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов);

— оценка интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов;

Вид деятельности: выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды включает следующие подвиды деятельности:

природоохранное проектирование, нормирование;
работы в области экологической экспертизы;
экологический аудит;
Появился новый вид деятельности:

«11) подготовка, переподготовка водителей транспортных средств».

Согласно ст. 35 в сфере таможенного дела предусмотрены следующие подвиды деятельности:

деятельность в рамках таможенного режима таможенного склада;
деятельность таможенного перевозчика;
деятельность склада временного хранения товаров и транспортных средств;
деятельность таможенного брокера.

В то же время в статье 298 Таможенного кодекса РК предусмотрен сбор за выдачу лицензий за:

1) учреждение таможенного склада;

2) учреждение магазина беспошлинной торговли;

3) учреждение свободного склада;

4) учреждение склада временного хранения;

5) осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;

6) осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Таким образом, согласно новому закону не будут лицензироваться: учреждение свободного склада; учреждение магазина беспошлинной торговли;

Перечень товаров, подлежащих автоматическому лицензированию импорта, а также порядок выдачи и оформления лицензии утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Согласно статье 43 предусмотрены сроки рассмотрения заявлений о выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии:

1. Лицензия и (или) приложение к лицензии выдаются лицензиаром не позднее тридцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства не позднее десяти рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью второй статьи 19 настоящего Закона (Статья 19- Лицензирование деятельности в сфере специальных технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий) со дня представления заявления с соответствующими документами, установленными настоящим Законом.

Лицензиар в течение срока, установленного настоящей статьей, обязан выдать лицензию и (или) приложение к лицензии либо дать мотивированный ответ в письменном виде о причинах отказа в выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии.

2. В случае если лицензиар в установленные настоящим Законом сроки не выдал заявителю лицензию и (или) приложение к лицензии либо письменно не уведомил заявителя о причине отказа в выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии, то по истечении пяти рабочих дней с даты истечения сроков, установленных настоящим Законом для выдачи лицензии и (или) приложения к лицензии, заявитель письменно уведомляет соответствующего лицензиара о начале осуществления заявленного им вида деятельности и (или) подвида деятельности.

Лицензиар не позднее пяти рабочих дней с момента получения письменного уведомления заявителя обязан выдать лицензию и (или) приложение к лицензии с даты, указанной заявителем в письменном уведомлении.

Статья 42 устанавливает перечень документов для получения лицензии и приложения к лицензии (в случае наличия подвидов деятельности):

Для получения приложения к лицензии в рамках вида деятельности, на который имеется лицензия, необходимы следующие документы:

заявление;
нотариально заверенная копия лицензии;
сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями (к подвиду деятельности)
Необходимо отметить, что согласно ст.44 лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности взимается только при выдаче лицензий. При выдаче приложений к лицензии (дубликатов приложений к лицензии) лицензионный сбор не взимается.

Согласно ст.46 обжалование отказа в выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В прежнем законе в ст.20 был установлен месячный срок для обжалования.

В новом законе отсутствуют важные для предпринимателей требования статьи 19 прежнего закона:

«Запрещается отказ в выдаче лицензии по мотивам:

1) нецелесообразности предоставления заявителю права осуществления лицензируемой деятельности;

2) насыщенности рынка товарами (работами, услугами), на производство либо реализацию которых требуется лицензия;

3) обеспечения монопольного положения на рынке;

4) сомнений в личностных качествах и деловой репутации заявителя, в том числе по мотивам бывшей судимости, прошлых запретов на осуществление предпринимательской деятельности, отзыв предыдущих лицензий, если эти запреты и отзывы считаются прекратившими свои действия (погашенными) в соответствии с установленным законодательством порядком.

3. Запрещается обуславливать выдачу лицензии требованиями:

1) об обязательной закупке товаров (работ и услуг) для государственных нужд;

2) о реализации производимых в соответствии с полученной лицензией товаров (работ, услуг) определенным потребителям либо поставок их в определенные регионы республики, в том числе требованием об отказе их поставки за пределы данной административно-территориальной единицы либо на экспорт;

3) об установлении определенной цены (тарифов, расценок) на производимые товары (работы, услуги), в том числе о реализации их определенным потребителям по заранее фиксированным ценам.»

В статье 48 нового закона вместо отзыва предусмотрено понятие «лишение лицензии».

Комментарии (0)